Заметки о нефрите.
А.Е.Ферсман
Постепенно из материала для грубых орудий доисторического человека нефрит сделался материалом для художественных изделий. Искусство его обработки достигло своего апогея в индийских и китайских изделиях. Высшие формы восточного творческого замысла запечатлелись в этом диковинном материале, перенося на него приемы обработки мягкого камня - агальматолита или ценных сортов плотного дерева. Постепенно нефрит сделался излюбленным материалом и европейского искусства, создававшего под влиянием Востока (Китая, Индии, Бирмы) художественные изделия из нефрита, которые были предметом всеобщего восхищения на всемирных выставках последних двух веков.
Было время, когда за лучшие сорта зеленого нефрита (или жадеита) платили до 1000 золотых рублей за килограмм. В области точного научного знания нефрит также сыграл огромную роль. Этот минерал впервые послужил к сближению вопросов естествознания с проблемами истории культуры, и в ряде интересных работ и глубокого изучения, начиная с точных исследований и кончая популярными сводками целой плеяды ученых, этот камень сделался объектом историко-культурных и этнографических споров и проблем большого принципиального значения. С ним оказались связанными исследования в самых разнообразных областях науки.
Особенно много специальных работ по нефриту написано в Китае, где наиболее обширным трудом является "Ку-ю-ту-пу", иллюстрированное описание древнего нефрита. Оно состоит из 100 книг с более чем 700 изображений коллекций первого императора южной Сунгской династии. Труд этот был составлен в 1176 г. императорской комиссией, возглавляемой Лунг Та-Юаном, президентом "Совета обрядов". Один экземпляр этого каталога был открыт в 1773 г. и издан шесть лет спустя с предисловием, посвященным императору Чиен-Лунгу.
Огромную роль сыграл нефрит в искусстве восточных народов. Можно было бы привести целые страницы замечательных описаний как действительно существующих изделий из камня, так и тех вымышленных, фантастических картин, в которых нефрит всегда играл особую роль.
Вот, читаем мы, громадная статуя Будды. Она сделана из белого нефрита высотой в 6 м; сколько чистоты, спокойствия, какая идея вечности вложены в это изваяние неведомым китайским мастером древности! Вот маленькая ваза из белого нефрита с драконами и цветами на подставке из зеленого нефрита. Трудно сказать, где кончаются листья цветов и начинаются страшные фигуры озверелых драконов, напоминающих то человеческие существа, то морских чудищ. Вот коробка из нефрита; на ней с замечательным мастерством изображено возвращение императора Му из экспедиции на Дальний Запад. На заднем плане видны его лошади, возвращающиеся па сочные пастбища, на переднем - вьючные волы отводятся в стойла; вокруг - пышные хризантемы, растущие на скале, имеющей форму дракона о трех когтях.
Видное место занимал нефрит и в поэзии народов; замечательные образы нефрита рисует нам Ближний Восток. Вот что читаем мы в Апокалипсисе, полном мистических фантазий о "небесном городе": "Яркое солнце освещало его и сравнимо оно было только с прекрасным драгоценным камнем лучшей и прозрачной "иешме" (нефрит). Стены этого удивительного города были сложены из сплошного нефрита, а сам он был из чистого золота и сверкал и сиял, как если бы был прозрачным кристаллом".
Наконец, с технической точки зрения в некоторых отношениях нет материала, равного нефриту, не только среди природных, но и искусственных соединении.
Мы знаем, что в цехах заводов бывшего стального короля Германии Круппа первая попытка разбить на наковальне глыбу нефрита окончилась тем, что наковальня развалилась на куски. Для раздробления нефрита нужны удары, в три раза более сильные, чем для базальта или порфира. Для раздавливания гранита нужно давление от 1 до 2,5 т на кв. сантиметр, но нужно приложить до 7 т, чтобы раздавить лучшие куски нефрита Саянских гор и особенно жадеита Бирмы. Хотя нефрит много мягче, чем простой кварц, но его вязкость и сопротивляемость механическим воздействиям превосходят все другие каменные породы. Эти свойства нефрита объясняются его особым волокнистым строением, при котором волокна минерала "актинолит" образуют своеобразный войлок.
Нефрит в Китае
В незапамятные времена китайской истории нефрит и его аналог - жадеит обратили на себя внимание и сделались предметом культа. Когда впервые знакомишься с историей нефрита, непонятным кажется увлечение целой страны этим матовым камнем серых тонов в течение многих тысячелетий. Но если присмотреться к китайским безделушкам, привыкнуть к этим неярким краскам, то постепенно можно проникнуться обаянием нефрита, его глубиной и спокойствием, которые так ценит китаец. Однородность нефрита, его прочность, при не очень большой твердости, возможность выразить резьбой самый тонкий рисунок - все это влекло к нефриту восточные народы, подчинившие этому камню и свой резец, и свои творческие замыслы.
Прежде всего нефрит обратил на себя внимание человека своей прочностью; поэтому он был избран для изготовления предметов культа, как материал практически вечный. В XII в. и до н. э. в Китае было принято изготовлять наиболее важные священные предметы исключительно из нефрита. В те отдаленные времена он играл роль золота и серебра, которые не могли быть добыты в Китае в достаточном количестве. Впоследствии китайцы, придававшие огромное значение религиозным обрядам, сохранили за нефритом священное значение, которое ему было дано предками, утверждая, что небесный трон Будды сделан из нефрита.
В "Книге стихов" говорится, что с незапамятных времен мудрецы уподобляли нефриту разные доблести: блестящая, но мягкая поверхность его олицетворяет добродетель человечества; его нерушимость изображает знание и разум; углы, которые нельзя притупить,- символ правосудия: чистый, прекрасный звук, который он издает, есть отголосок невыразимой божественной музыки, выражение счастья.
Китайский писатель Хиу-Чин говорит, что ию - прекраснейший из камней, и приписывает ему пять основных достоинств, отвечающих пяти душевным качествам: своим блеском он говорит о мягкосердечии; сопротивлением, которое он оказывает внешнему воздействию, он напоминает об умеренности и справедливости; протяжный звук его может быть сравним с широким значением науки; его негибкость, неизменяемость говорят о мужестве; его внутреннее строение, не поддающееся искусственной подделке,- эмблема чистоты.
Таким образом, предметы культа были первыми произведениями камнерезного искусства из нефрита; к ним относятся ритуальные вазы разных форм, предназначенные для вина, жертвенной крови, зерна и воды, а также почетные вазы, увековечивающие заслуги и добродетели тех предков, которым они посвящались. Для всех этих сосудов были установлены определенные формы и окраски камня.
Большие нефритовые круги до 5 см в диаметре без украшений или резьбы, с отверстием в центре, употреблялись при богослужении, причем обычно для этой цели использовался светлоголубоватый нефрит. При произношении молитв о дожде во время засухи применялись нефритовые блюда другого вида с выгравированными на них двумя драконами.
При ритуале императорского поклонения небу, земле и четырем странам света всегда употреблялись предметы из нефрита, расположенные согласно выработанной символике цветов, напоминающей аналогичные символы в древнем Вавилоне. Просверленный круглый камень голубого цвета применялся при поклонении небу, восьмиугольный из желтоватого нефрита - земле; продолговатая, заостренная на концах пластинка зеленого нефрита - востоку; пластинка (вдвое меньшая предыдущей) из красновато-буроватого нефрита - югу; предмет в форме тигра из белого нефрита - западу и полукруглый камень из черного нефрита - северу. Нефрит, как и шелка, в которые был одет император при исполнении обрядов, должен был соответствовать цвету жертвы, приносимой перед алтарем.
Наконец, особую ценность представляли тонкие пластинки из нефрита благодаря замечательному звуку, издаваемому ими при ударе. Из них составлялись целые музыкальные инструменты для религиозной музыки, состоявшие из флейт и наборов пластинок нефрита, подвешенных на золотых цепочках или на шелковых шнурках. По ним ударяли деревянными молоточками; из таких же пластинок делали и звонки в красивой оправе из черного дерева. Чистые и спокойные звуки нефрита должны были умерять страсти, успокаивать бурные движения, всегда напоминая великое правило Востока - "не спеши и не волнуйся". Нефриты разных месторождений, по данным китайских историков, обладали разными тонами звука.
Кроме предметов культа, из нефрита и жадеита изготовлялись знаки отличия для императора и придворных. При династии Чжо (XI в. до н. э.) князья четвертого и пятого рангов употребляли при сношениях с иностранцами нефритовые диски (по-китайски "би") в 5 китайских дюймов с отверстием посередине. "Би" четвертого класса имели в гравировке изображение зерна; гравировка "би" пятого класса напоминала цыновки или камышовые шишечки.
С VI в. до н. э. император носил нечто вроде митры, украшенной пластинками из нефрита; такие же пластинки висели на кушаке. В торжественных церемониях император н ближайшие сановники держали перед ртом пластинки из нефрита, чтобы "заградить свое дыхание". Пластинка императора носила название "тин" и была прямоугольная, олицетворяя "прямоту, с которой он управляет страной". Пластинки сановников были заострены или закруглены сверху в знак подчиненности. Придворные дамы носили застежки и булавки из нефрита, точно обозначавшие их придворный чин.
Помимо этой официальной роли нефрит имел широкое применение в частной и общественной жизни китайцев. До изобретения фарфора он занимал место последнего; из него делали чашечки для рисовой водки, кубки, блюдечки для сластей, курильницы, коробочки и табакерки (в виде флакона).
Из нефрита стали вырезывать множество различных предметов, которые дарились в знак любви и дружбы, а также по случаю семейных торжеств. Нефрит являлся могучим талисманом, предохраняющим от болезней почек и ударов молнии. Китайские посольства обычно подносили в дар нефритовые изделия. Так, например, китайское посольство в 1895 г. преподнесло Николаю II фельдмаршальский жезл из нефрита в золотой оправе.
Если в предметах культа камнерезы были связаны строгими традициями и каноном, то в прочих вещах они создавали все, что им подсказывала их изощрённая фантазия. При этом они применяли приемы обработки мягкого агальматолита. Этот камень справедливо называется "образным камнем", или "пагодитом". Из этого материала китайские мастера легко могли благодаря его мягкости вырезать самые фантастические картины природы, ее ландшафты, пагоды, а также изображения различных живых существ.
Переносить эти способы обработки и сюжеты на твердый камень было довольно трудно. Когда рассматриваешь замечательные резные изделия из нефрита, то как бы присутствуешь при борьбе художника с материалом, следишь за всеми стадиями завоевания неподатливого камня. Чтобы внести разнообразие и краски в изделия из нефрита, китайцы применяли древнюю индийскую мозаику, инкрустировали иногда в него золотые узоры и самоцветы. В свою очередь нередко сами нефрит и жадеит применялись в инкрустациях в дереве, совместно с металлом и перламутром.
Трудно перечесть все разнообразные способы применения нефрита в этом особом полуювелирном искусстве Китая, сумевшем вплести в свою старую технику витиеватые линии индийского рисунка и индийской пестроты красок. До какой виртуозности должна доходить техника резьбы, чтобы исполнить из твердого камня бесчисленные лепестки хризантем с их капризными изгибами и переплетениями!
По не только искусство и культ пользовались нефритом. Настолько велика была его ценность в Китае, что из него готовили монеты и эталонами из нефрита оценивали чистоту золотого песка, привозимого с горных речек Монголии. Из нефрита готовились парные пластинки - дипломатические паспорта, причем один выдавался посланцу, а другой отсылался (для сличения) секретной почтой и ту местность, куда отправлялся знатный посланник.
Комментарии
Здесь еще ни кто не оставлял комментарии. Вы можете быть первым!